Прогнозный финансовый анализ

М. Портер определил также ряд факторов, характеризующих интенсивность конкуренции:

• большое количество конкурентов или примерное равенство их сил;

• медленный рост отрасли (сферы бизнеса);

• высокий уровень постоянных издержек в виде амортизационных отчисле­ний и накладных расходов;

• отсутствие дифференциации, т. е. издержек конверсии;

• быстрый рост производственных мощностей;

• выбор эффективных стратегий и др.

Товары-субституты (заменители) ограничивают возможности извлечения при­были на конкурентном рынке. Появление таких товаров в данной отрасли спо­собствует установлению потолка цен, которые могут запросить компании без снижения своей нормы прибыли.

Чтобы обнаружить товары-заменители, необходимо найти другие изделия, вы­полняющие аналогичные функции.

Покупатели вступают в конкуренцию с отраслью (сферой бизнеса), стремясь уменьшить цены, приобрести товары (услуги) более высокого качества за счет выбора подходящих продавцов. Все эти процессы происходят за счет генериру­емой в отрасли прибыли. Приоритетность каждой из наиболее важных групп по­требителей в отрасли зависит от факторов, которые отражают рыночную ситуа­цию.

Группа покупателей обладает большим влиянием на рынке, если соответствует следующим критериям:

• она ориентирована на приобретение больших групп товаров относительно объемов продаж поставщиков;

• продукция, которую она приобретает, представляет важную часть закупок в соответствующей отрасли;

• продукция, которую она покупает, стандартизирована или не дифференци­рована;

• она нечувствительна к затратам на конверсию;

• ее норма прибыли на вложенный капитал незначительна;

• она располагает представительной информацией о состоянии товарного рынка;

• другие критерии (степень надежности продукции для покупателей, диапа­зон ее применения, степень однородности изделий и т. д.).

Сила воздействия поставщиков заключается в том, что они могут:

• повысить цену на свои товары;

• снизить качество поставляемых изделий и услуг.

Силу поставщиков определяют:

• наличием крупных предприятий-изготовителей;

• отсутствием заменителей поставляемых товаров;

• ситуацией, в которой влияние потребителя продукта является незначительным;

• приоритетным значением поставляемых товаров в общем объеме потребля­емых экономических ресурсов;

• способностью присоединить компанию-покупателя посредством вертикаль­ной интеграции.

М. Портер предложил три основные стратегии, имеющие универсальный ха­рактер и применимые в отношении любой конкурентной силы: преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование (особое внимание).

Чтобы удовлетворять первому условию, компания должна формировать издерж­ки на более низком уровне, чем у конкурентов. Дифференциация означает созда­ние товара (услуги) с уникальными свойствами, которые чаще всего закреплены торговой маркой. Часто уникальность изделия не идет дальше простой деклара­ции, тогда можно констатировать мнимую дифференциацию. Данная стратегия получила широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине XX в. по причине насыщения и индивидуализации потреби­тельского спроса.

Фокусирование — концентрация внимания на одном из сегментов рынка или на приоритетной группе потребителей (например, на обеспеченных покупателях или на покупателях с низкими доходами).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7