Сегментарный анализ затрат и прибыли

В условиях рыночных отношений управление издержками и прибылью является одним из важнейших направлений деятельности руководства предприятия.

Одним из эффективных методов такого управления является сегментарный анализ затрат и операционной прибыли. Методический инструментарий для подобного анализа предоставляет Положение по бухгалтерскому учету «Информа­ция по сегментам» ПБУ 12/2000 от 27.01.2000 г.

Практическое применение данного Положения призвано обеспечить заинте­ресованных пользователей следующими видами информации:

• по сегменту рынка — информация, раскрывающая часть деятельности пред­приятия в определенных хозяйственных условиях посредством предостав­ления установленного перечня бухгалтерской отчетности;

• по операционному сегменту — сведения, раскрывающие часть деятельности предприятия по выпуску определенного товара (работы, услуги);

• по географическому сегменту — информация, представляющая часть дея­тельности предприятия по производству продукции (работ и услуг) в опреде­ленном географическом регионе, которая подвержена рискам в части получе­ния прибыли, отличным от рисков, имеющих место в других географических регионах деятельности предприятия;

• по отчетному сегменту — сведения по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащие обязательному раскрытию в бухгал­терской отчетности;

• о доходах (выручке от реализации товаров) сегмента — информация о вы­ручке от продажи конкретных товаров в определенном географическом ре­гионе, а также части общей выручки предприятия, которая обоснованно от­носится к данному сегменту;

• о расходах сегмента — сведения о расходах по производству определенных товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе деятельно­сти предприятия, а также части общих расходов, которая обоснованно при­ходится на данный сегмент;

• о финансовом результате сегмента — информация о разнице между выруч­кой (доходами) и расходами сегмента;

• об активах и обязательствах — информация об активах и обязательствах, которые связаны с определенным географическим регионом деятельности предприятия.

Перечень сегментов (отчетных сегментов), информацию по которым раскры­вают в бухгалтерской отчетности, предприятие устанавливает самостоятельно исходя из организационной и управленческой структуры.

Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавли­вает организация, на которую возложена разработка сводной бухгалтерской от­четности. При выделении информации по отчетным сегментам принимают во внимание различные виды предпринимательского и финансового рисков, кото­рым подвержено предприятие.

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов то­варов могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:

• назначению товаров;

• процессу производства товаров;

• потребителям (покупателям) товаров;

• методам продажи товаров;

• системам управления деятельностью предприятия и др.

Формирование информации по географическому сегменту можно осуществ­лять по определенному государству (нескольким государствам), региону или ряду регионов в России.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности пред­приятия информацию по географическому сегменту можно представить по мес­там расположения активов (ведения деятельности) или рынков сбыта (потреби­телей продукции).

Операционный или географический сегмент считают отчетным, если значи­тельная величина его выручки от реализации товаров получена от внешних поку­пателей и выполняется одно из следующих условий:

• выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегмен­тами данного предприятия составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

• финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убы­ток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или убытка всех сегментов;

• активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, должно приходиться не менее 75% выручки предприятия.

При подготовке бухгалтерской отчетности следует соблюдать последователь­ность в выделении отчетных сегментов. На практике это означает, что отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен быть пред­ставлен в отчетном периоде независимо от перечисленных выше ограничений.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимают только те данные, которые непосредственно относятся к от­четному сегменту либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованно­го распределения информативных источников.

Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распре­деляют между ними, если имеет место распределение доходов и расходов. Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обяза­тельств, которые относятся к двум и более отчетным сегментам, зависит от харак­тера объектов учета, видов деятельности, обособленности отчетных сегментов и от других факторов.

Перейти на страницу: 1 2 3