Сегментарный анализ затрат и прибыли

Информацию по отчетному сегменту подготавливают в соответствии с учетной политикой предприятия. Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей информации по отчетным сегментам, а также причины этих изменений и оценка последствий их в денежном выражении подлежат детальному раскрытию в бухгалтерской отчет­ности. При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года.

При подготовке бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчет­ным сегментам осуществляют посредством представления определенного набора показателей. При этом выделяют первичную и вторичную информацию по сегментам. Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производят исходя из приоритетных источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей. Преобладающие источники и характер рисков и прибы­лей устанавливают на основе организационной и управляющей структуры пред­приятия, а также системы внутренней отчетности.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской от­четности раскрывают следующие показатели, характерные для данного сегмента:

• общую величину, в том числе полученную от продажи внешним покупате­лям и от операций с другими сегментами;

• финансовый результат (прибыль или убыток);

• общую балансовую величину активов;

• общую сумму обязательств;

• объем капитальных вложений в основной капитал и нематериальные активы;

• общую сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нема­териальным активам;

• совокупную долю в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общий объем вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

При изучении информации по отчетному сегменту аналитик рассматривает сле­дующие приоритетные аспекты его деятельности:

• долю сегмента в общем объеме выручки от продаж, себестоимости продан­ных товаров и прибыли предприятия, их динамику за последние два-три года;

• удельный вес отчетного сегмента в активах и обязательствах предприятия, а также их динамику за ряд отчетных периодов;

• характер делового и финансового рисков, присущих деятельности предпри­ятия в определенном географическом регионе;

• долю капитальных вложений отчетного сегмента в их общем объеме по пред­приятию в целом;

• влияние изменений в учетной политике на показатели деятельности отчет­ных сегментов и др.

Если на предприятии налажен управленческий учет, то информацию по отчет­ным сегментам для внутренних пользователей можно представить в виде табл. 7.10.

Таблица 7.10

Сегментарный отчет по предприятии) при упрощенном расчете

маржинального дохода

Показатели

Отчетные сегменты

По предприятию в целом

№1

№2

№3

Сумма, млн. руб.

%

Сумма, млн. руб.

%

Сумма, млн. руб.

%

сумма, млн. руб.

%

1. Выручка (нетто) от продажи товаров

48,0

100,0

42,0

100,0

30,0

100,0

120,0

100,0

2. Переменные издержки

30,72

64,0

26,04

62,0

19,5

65,0

76,26

63,55

3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2)

17,28

36,0

15,96

38,0

10,5

35,0

43,74

36,45

4. Постоянные издержки

36,0

30,0

5. Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4)

7,74

6,45

Перейти на страницу: 1 2 3