Правовые основы регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий

В транзитивной (переходной) экономике современной России неплатежеспособ­ность многих предприятий может быть эпизодической или хронической. Если предприятие хронически неплатежеспособно, то оно вовлекает в свой оборот на длительный период денежные ресурсы других хозяйствующих субъектов. К ним относятся средства банков-кредиторов, акционеров, персонала, государства (в фор­ме неисполненных обязательств перед бюджетом) и иных партнеров. Кредиторы стремятся вернуть свои долговые требования через арбитражный суд, но действуют разрозненно, независимо друг от друга. Однако впоследствии кредиторы перехо­дят к согласованным действиям в отношении должника. В результате предприя­тие-должник либо погашает свои обязательства, либо объявляется несостоятель­ным. Однако арбитражный суд может и не объявить предприятие банкротом, а предоставить ему возможность осуществить меры по финансовому оздоровлению.

Банкротство является результатом кризисного развития предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до хронической неплатежеспособности пе­ред кредиторами. Поэтому можно сделать предположение, что предпосылки бан­кротства зарождаются внутри предприятия, в том числе в структуре его капитала, когда доля заемных средств превышает 50% его общего объема.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) заключается в сле­дующем. Длительное время главным государственным органом по делам регули­рования несостоятельности (банкротства) была Федеральная служба России по делам регулирования несостоятельности (банкротства) и финансовому оздоров­лению (ФСФО). Она была создана Постановлением Правительства РФ «О госу­дарственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению» от 17.02.1998 г. № 202. Перечень прав и обязанностей ФСФО РФ определен Поста­новлением Правительства РФ «О Федеральной службе России по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению» от 01.06.1998 г. № 537. Существование такого органа как ФСФО РФ позволяло наиболее эффективно осуществлять (на основе изучения и обобщения зарубежного и отечественного опыта) применение законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовать в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности и осуществлять методическую работу в рассматриваемой сфере деятельности. Однако в соответ­ствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО) была упразд­нена. Согласно новой структуре Правительства РФ, функции по принятию нор­мативных актов в установленной сфере деятельности ФСФО были переданы Министерству экономического развития и торговли РФ. Функция по представ­лению интересов России перед кредиторами в процедурах банкротства передана Федеральной налоговой службе. В структуру Минэкономразвития включены РФФИ, Мингосимущества, таможенная служба и др.

Законодательные основы института банкротства в России были впервые заложе­ны законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 г. № 3929-1, а также ст. 61 и 65 Гражданского кодекса и действовавшим ранее Феде­ральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ. Из других нормативных документов следует отметить Постановление Правитель­ства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельно­сти (банкротстве) предприятий» от 20.05.1994 г. № 498 (с изменениями, внесен­ными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 г. № 839).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5