Правовые основы регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий

Постановлением Правительства РФ от 22.05.1998 г. № 476 утверждено Поло­жение об ускоренном порядке применения процедур банкротства. Ускоренные процедуры банкротства осуществлял арбитражный управляющий на основании соответствующего решения кредиторов предприятия-должника и под контролем этих кредиторов и ФСФО РФ.

С принятием нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ прежний одноименный закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ утратил силу. С 1 января 2005 г. признан также утратившим силу Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естествен­ных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.1999 г. № 122-ФЗ.

Новый Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ содержит ряд сущест­венных изменений в сфере законодательного регулирования процедур банкрот­ства, которые касаются:

• обеспечения прав и законных интересов кредиторов;

• защиты прав добросовестных собственников (учредителей, участников) пред­приятия-должника;

• изменения статуса и процедуры деятельности арбитражного управляющего; установления необходимых особенностей банкротства для отдельных кате­горий должников;

• расширения круга юридических лиц, которые могут быть признаны банкро­тами;

• решения вопроса об очередности удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом; кредиторы, требования которых обеспечены залогом, наделяются преимущественным правом на получение средств при реализа­ции предмета залога;

• установления возможности долгосрочных расчетов с кредиторами в процессе внешнего управления;

• упрощения процедуры заключения и расторжения мирового соглашения;

• совершенствования порядка продажи имущества должника, предусмотрена обязательность проведения открытых торгов по реализации имущества долж­ника, при этом начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком;

• введения новой реорганизационной процедуры — финансового оздоровле­ния, что позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (уча­стникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужде­ния дела о банкротстве;

• возможности возврата должника из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановления платеже­способности, проведения дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления при условии согласия собственника должника;

• особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразу­ющих, сельскохозяйственных, стратегических, финансовых предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ существенно изменил концеп­цию государственного регулирования процессов банкротства. Теперь у предприя­тия могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд или сам должник может объявить себя банкротом (с со­гласия кредиторов).

Согласно законодательству, внешним признаком банкротства является при­остановление текущих платежей предприятия-должника, т. е. оно не способно по­гасить обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев со дня наступле­ния срока их исполнения.[41]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5