Оценка доходов МО. г. Пыть-Ях

Опыт развитых стран с федеративным устройством показывает, что для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма (децентрализованной, кооперативной или комбинированной) должны выполняться, по крайней мере, три условия:

– однозначное разграничение. И законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам;

– наделение соответствующих уровней власти достаточными для выполнения этих полномочий доходными источниками;

– вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание с использованием механизма межбюджетных отношений.

Финансово-экономическая самостоятельность, а, следовательно, и самостоятельность вообще, на уровне местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов путем передачи большей части налоговых доходов на местный уровень (что предполагает децентрализацию модели межбюджетных отношений), а также при условии возможности долговременного финансового планирования на основе федерального законодательства.

Для увеличения бюджетных средств, по мнению экспертов, необходимо решить следующие задачи:

– формирование маркетинговой стратегии города;

– развитие рыночной инфраструктуры бизнеса, посредничество во взаимоотношениях предприятий с внутренней и внешней средой;

– повышение эффективности организационной системы поддержки малого бизнеса, а также развитие и привлечение малого бизнеса в недостаточно развитые отрасли экономики;

– совершенствование системы образования и здравоохранения;

– реформирование жилищно-коммунального комплекса;

– оптимизация бюджетных расходов с учетом существующих межбюджетных отношений.

Также по м.о. г. Пыть-Ях имеют место неплатежи и нецелевое использование средств органам МСУ. Контрольно-счётной палатой м.о. г. Пыть-Ях были выявлены нарушения.

Таким образом, за счёт финансовых нарушений в городе Пыть-Ях, бюджет МО потерял практически 12,6 млн. рублей.

Основными отраслями нецелевого использования средств были:

– образовательные учреждения;

– органы управления;

– учреждения здравоохранения.

Сметная стоимость выполненных работ по капитальному ремонту образовательных учреждений превысила реальную на 1,9 млн. рублей. Городской Управой также по иным случаям сокрыто 1,5 млн. рублей.

Действующая модель межбюджетных отношений до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов. Такая модель не может эффективно работать, поскольку в ней не предусмотрен принцип распределения бюджетных полномочий, отсутствует механизм заинтересованности МО в расширении собственных источников доходов местных бюджетов. Получается, что экономические показатели города-донора растут, активно развивается производство, расширяется налоговая база, а город живет не лучше, чем дотационные города и поселки.

Так, динамика основных показателей социально-экономического развития Пыть-Яха положительна, отмечается неуклонный рост объемных показателей. Таким образом, город неуклонно наращивает свой промышленный потенциал, развивается, значительные финансовые средства вкладываются в экономику, сферу потребительского рынка.

В то же время, продолжается тенденция снижения доли налоговых платежей, зачисляемых в бюджет города.

В соответствии с проведенным анализом поступления налогов в бюджет города за период 2008-2009 гг. общие потери от снижения ставок по налогам, отмены ряда налогов, а также снижения нормативов отчислений от регулирующих налогов составили 1200,0 млн. руб., что составляет практически объем годового бюджета МО. Эти данные свидетельствуют, что методика межбюджетного регулирования не учитывает потенциал МО и абсолютно не включает в себя элементы стимулирования и развития территорий.

В идеале, исходными условиями формирования межбюджетных отношений должны быть нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, определяющие минимальные потребности территории в бюджетных ресурсах. Согласно Бюджетному кодексу, они, как и минимальные государственные социальные стандарты, должны утверждаться на федеральном уровне, но до сих пор не утверждены.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14