Основные направления бюджетной политики

Управление государственным (муниципальным) долгом осуществляет Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления.

Для покрытия дефицитов соответствующих бюдже­тов, а также для погашения государственных (муници­пальных) долговых обязательств Бюджетный кодекс Рос­сийской Федерации предоставляет публичным обра­зованиям право на осуществление государственных внешних государственных (муниципальных) внутренних заимствований.

Под государственным (муниципальным) заимство­ванием Бюджетный кодекс Российской Федерации по­нимает передачу в собственность Российской Феде­рации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования денежных средств, которые Рос­сийская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключение договоров о предоставлении государственных гаран­тий для привлечения внешних кредитов (займов) при­надлежит исключительно Российской Федерации. Право осуществления государственных (муниципаль­ных) внутренних заимствований и выдачи государ­ственных (муниципальных) гарантий другим заемщиком для привлечения кредитов (займов) принадлежит соот­ветственно Российской Федерации, субъекту Российс­кой Федерации и муниципальному образованию в лице их уполномоченных органов власти [например, Правительство Российской Федерации, орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации и др.).

Бюджетный кодекс Российской Федерации тре­бует, чтобы при утверждении соответствующих бюд­жетов на очередной финансовый год представитель.

В условиям кризисного состояния экономики вне­шний долг России является серьезной угрозой нацио­нальной безопасности. Существенные проблемы эко­номического развития Российской Федерации и сла­бое правовое сопровождение проводимых реформ яв­ляются одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России, как международно­му заемщику. Как следствие — наблюдается серьез­ное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптималь­ных средств по управлению внешней задолженности.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по госу­дарственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава го­сударственного долга выплата процентов и непроцент­ных доходов по государственным заимствованиям, по­скольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоя­тельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга обра­зуют не все долговые обязательства Российской Феде­рации, а только те из них, которые послужили объекта­ми правоотношений по государственному кредиту.

Гарантом платежеспособности государства по сво­им кредитным обязательствам выступает государствен­ная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Не­смотря на то что кредитные отношений государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обя­зательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов фе­дерального бюджета в целях погашения долговых обя­зательств и обслуживания государственного долга Рос­сийской Федерации.

Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эми­тируются новые государственные ценные бумаги, раз­мещаемые на внутреннем фондовом рынке,

Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8