Основные направления бюджетной политики

Являясь следствием кредитной деятельности госу­дарства, имеющей юридическую форму, государ­ственный долг также может существовать только в оп­ределенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ).

Государственный долг представляет собой комп­лексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регу­лирования системой различных методов.

Управление государственным долгом — это сово­купность финансовых операций государства по обеспе­чению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию вне­шних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Основными методами регулирования государ­ственного долга являются: реструктуризация, конвер­сия, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглаше­нии сторон прекращение долговых обязательств, составля­ющих государственный долг, с заменой указанных долго­вых обязательств иными долговыми обязательствами, пре­дусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуще­ствлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация за­долженности становится одним из первичных механиз­мов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслужива­ния эмитированных ценных бумаг. Промежуточным ито­гом реструктуризации является предоставление долж­нику льготного периода, в течение которого выплачива­ются только проценты по долговым обязательствам. Пре­доставление льготного периода выгодно не только долж­нику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ре­сурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государ­ственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был пе­реоформлен в государственные облигации[52].

Условия проведения реструктуризации внутрен­него долга определены БК РФ и заключаются в погаше­нии долговых обязательств путем выпуска новых долго­вых обязательств в объеме погашаемых с одновремен­ным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых орга­низаций — кредиторов при наличии условий, вырабо­танных международной финансово-кредитной практи­кой.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-долж­ника на грани банкротства. В частности, внешние креди­торы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государствен­ного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируе­мые Meждународным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает сово­купность финансово-правовых механизмов, направлен­ных но сокращение долга. В результате конверсии про­исходит замена внешнего долга но другие виды обяза­тельств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. В отличие от реструктуризации конверсия направ­лена не на отсрочку платежей, а на сокращение де­нежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекра­щение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обяза­тельством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным услови­ем новации является сохранение субъектного состава обязательство.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой за­мену одного кредитора другим. Данный метод регули­рования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолжен­ности третьим лицам.

В настоящее время, несмотря на профицитность бюджета, продолжает расти внутренний и внешний долг России. Так в 2000 г. на начало года внутренний долг составлял 43,376 млрд. руб., а на конец – 84,892 млрд. руб., внешний соответственно 34,623 млрд. руб. и 86,158 млрд. руб.[53], в 2001 г. если внутренний долг практически не изменился (87,734 млрд. руб.), то внешний вырос 115,789 млрд. руб.[54] Таким образом, несмотря на кажущуюся стабилизацию в виде профицитности бюджета долг как внутренний, так и внешний растет.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8