Анализ потока денежных средств

В случае если денежный поток по предприятию в целом положительный, то следует обратить внимание, не является ли это следствием привлечения крупных кредитов и займов либо получения средств из централизованных источников или привлечения новых акционеров.

Последствия отрицательного денежного потока или его недостаточного объема (с устойчивой тенденцией к снижению) следующие:

• для получения необходимых денежных средств предприятие стремится реа­лизовать или сдать в аренду неиспользуемое в хозяйственной деятельности имущество (активы);

• недостаток средств также восполняется за счет получения дополнительных банковских и коммерческих кредитов;

• в необходимых случаях сокращается объем производства и сбыта продук­ции (работ и услуг).

В результате происходит изменение структуры пассивов и активов, снижается уровень финансовой независимости предприятия от внешних источников финан­сирования. В дальнейшем оно вынуждено откладывать неотложные платежи (персоналу, контрагентам, бюджету), что выражается в росте кредиторской за­долженности, особенно просроченной.

Организация постепенно становится неплатежеспособной, и банкротство яв­ляется для нее наиболее реальным прогнозом.

Совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, так как отрицатель­ное сальдо по одному виду деятельности компенсируют положительным сальдо по другому его виду.

К процессу управления общим денежным потоком предъявляют следующие требования:

• продавать как можно быстрее и по разумным ценам; цена продажи включает в себя не только реальные денежные расходы, но и амортизацию основных средств и нематериальных активов (некассовую статью), которая на практи­ке увеличивает денежный поток;

• как можно больше ускорять оборачиваемость оборотных активов, избегая их дефицита, что может привести к снижению объема продажи товаров (услуг);

• как можно быстрее собирать денежные средства у дебиторов, не забывая, что чрезмерные требования ко всем покупателям могут привести к снижению будущего объема продаж; для ускорения получения денег от дебиторов це­лесообразно использовать скидки с цен на товары и услуги;

• постараться достичь приемлемых сроков выплаты кредиторской задолжен­ности без ущерба для будущей деятельности предприятия, использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у постав­щиков.

Разделение деятельности предприятия на три вида (текущая, инвестиционная и финансовая) очень важно в практике России, так как благоприятный (близкий к нулю) совокупный денежный поток может быть достигнут за счет элиминиро­вания или покрытия отрицательного денежного потока по текущей деятельности, притока денежных средств от продажи активов или привлечения краткосрочных банковских кредитов. В данном случае величина денежного потока скрывает ре­альную убыточность деятельности предприятия.

Следует отметить, что в западных корпорациях разработана эффективная си­стема управления дебиторской задолженностью, денежными средствами и кре­диторской задолженностью, которая предусматривает:

• синхронизацию денежных потоков (притока и оттока денег), т. е. максималь­но возможное приближение по времени получения дебиторской задолжен­ности и погашения кредиторской задолженности, это позволяет снизить остаток денежных средств на расчетном счете, сократить объем привлече­ния заемных средств от кредиторов и расходы по обслуживанию долга;

• снижение объема денежных средств, находящихся в пути (использование электронных денег), а также электронных чековых переводов;

• контроль выплат за счет централизации расчетов в головной финансовой компании, применение счетов с нулевым сальдо; средства с этих счетов авто­матически переводят в ликвидные ценные бумаги, если имеет место их из­быток, и наоборот, если наблюдается их дефицит; на практике нередко недо­статок денежной наличности восполняют посредством соглашения с банком об овердрафте; на счете с нулевым остатком нет необходимости постоянно держать денежные средства; операции на счете обычно проводят за комис­сионное вознаграждение в пользу банка;

• продажу дебиторской задолженности (со скидкой — дисконтом) специаль­ным факторинговым компаниям или банкам;

• немедленную выписку счетов при продаже больших партий товаров;

• отсрочку в уплате денежных средств покупателями для стимулирования спроса на товары предприятий-изготовителей;

• скидки с цены товаров, предоставляемые продавцом покупателю при до­ срочной оплате товара за наличные денежные средства (спонтанное финан­сирование);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6